Mr-price.ru

МР Прайс
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация удобрений таблица

Классификация удобрений таблица

Минеральные удобрения (МУ) — соли и другие неорганические природные или полученные промышленным путем вещества, содержащие в своем составе элементы, необходимые для питания растений и улучшения плодородия почвы, используемые с целью получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.

В образовании тканей растений, в его росте и развитии принимают участие около 70 элементов, которые по их роли могут быть разделены на следующие группы:

  1. элементы-органогены (углерод, водород, кислород, азот);
  2. зольные элементы (фосфор, кальций, калий, магний, сера);
  3. микроэлементы (бор, молибден, медь, цинк, кобальт);
  4. элементы, входящие в состав хлорофилла и различных ферментов (железо, марганец).

Из этих элементов углерод, водород и кислород образуют около 90% массы сухого вещества растения, 8 – 9% составляют азот, фосфор, сера, магний, кальций и калий. На долю остальных элементов, в том числе таких жизненно важных, как бор, железо, медь, марганец и другие, приходится не более 1-2%.

Важнейшее значение для питания растений имеют азот, фосфор и калий, от которых зависят обмен веществ в растении и его рост. Азот входит в состав белков и хлорофилла, принимает участие в фотосинтезе. Соединения фосфора играют важную роль в дыхании и размножении растений, участвуя в процессах превращения углеводов и азотсодержащих веществ. Калий регулирует жизненные процессы, происходящие в растении, улучшает водный режим, способствует обмену веществ и образованию углеводов в тканях растений.

Основную массу кислорода, углерода и водорода растение получает из воздуха и воды, остальные элементы извлекает из почвы. При современных масштабах культурного земледелия естественный кругооборот питательных элементов в природе нарушается, так как часть их выносится с урожаем и не возвращается в почву (таблица. 10.1), а также вымывается из почвы дождевыми водами или переходит в недеятельную форму (иммобилизируется). Например, азот под воздействием микроорганизмов восстанавливается из иона NO3 — до N2 и N2O. При этом, чем выше урожайность, тем больше вынос питательных элементов из почвы.

Таблица 10.1 — Вынос питательных элементов из почвы

Элемент и его соединение

Вынос, кг/га, при урожае

сахарной свеклы 270 ц/га

Это вызывает необходимость в компенсации потерь питательных элементов в почве путем внесения в нее веществ, содержащих эти элементы, то есть минеральных удобрений, что позволяет обеспечить высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Так, при внесении в почву полного, то есть содержащего азот, фосфор и калий, удобрения урожай повышается в 1,5 – 3 раза в зависимости от культуры (табл. 10.2).

Таблица 10.2 — Влияние минеральных удобрений на урожайность

Применения МУ, помимо повышения урожайности, увеличивает производительность труда, сокращает себестоимость сельскохозяйственной продукции и улучшает ее качество: повышает содержание сахара в свекле, крахмала в картофеле, увеличивает прочность хлопкового и льняного волокон, морозо- и засухоустойчивость растений.

10.2. Классификация минеральных удобрений

Ассортимент выпускаемых промышленностью МУ весьма многообразен. Они классифицируются по природе питательных элементов, по содержанию и числу питательных элементов, по способам получения и свойствам.

По природе питательных элементов МУ подразделяют на азотные, фосфорные (фосфатные), калиевые (калийные), магниевые (магнезиальные), борные и т.д. Основное место по масштабам производства занимают первые три вида минеральных удобрений.

По числу питательных элементов МУ делятся на простые (однокомпонентные) удобрения, содержащие только один питательный элемент, и комплексные удобрения, содержащие два (двойные типа NP, PK, NK) или три (тройные типа NPK или полные) элемента.

Комплексные МУ подразделяются на сложные, полученные в результате химической реакции, смешанные, представляющие механические смеси, образованные механическим смешением различных простых минеральных удобрений, и сложносмешанные, представляющие комбинацию двух первых типов.

По содержанию питательного элемента среди МУ выделяют неконцентрированные (содержащие менее 33% питательных элементов), концентрированные (содержащие более 33% питательных элементов) и высококонцентрированные (содержащие более 60% питательных элементов) удобрения.

По свойствам минеральные удобрения делятся на твердые, жидкие, порошкообразные, кристаллические, гранулированные, растворимые и нерастворимые.

Усвоение МУ растениями зависит от их растворимости и характера почв, главным образом от рН почвы. Азотные и комплексные минеральные удобрения растворимы в воде. Фосфорные минеральные удобрения по растворимости делятся на водорастворимые (рН=7), цитратно- или лимоннорастворимые, то есть растворимые в слабых органических кислотах (рН<7), и труднорастворимые, то есть растворимые только в сильных минеральных кислотах (рН<<7).

На рисунке 10.1 приведена классификация минеральных удобрений.

Рисунок 10.1 — Классификация МУ по природе питательного элемента, по их числу и содержанию

Состав МУ характеризуется содержанием в них действующих веществ: в азотных – содержанием азота, фосфорных и калийных условно в пересчете на их оксиды. Для определения количества минеральных удобрений на практике используют три метода:

  1. физическая масса – для учета объемов перевозок и хранения (mф;
  2. масса в пересчете на 100% содержание действующих веществ – для определения норм внесения в почву и сопоставления масштабов производства (m100) ;
  3. масса в условных единицах – для планирования производства и поставок МУ (mу). При этом содержание действующих веществ в условной единице принято: в азотных – 0,205 мас. долей N; в фосфорных – 0,187 мас.дол. P2O5; в калийных – 0,416 мас. долей К2O.

Эффективность использования МУ существенно зависит от правильного сочетания питательных элементов, вносимых с ними в почву. Соотношение питательных элементов выражают в виде формул их состава, например:

Уравновешенные минеральные удобрения — удобрения, в которых соотношение питательных элементов соответствует агротехническим требованиям. От правильного использования минеральных удобрений (их «уравновешенности») существенно зависит урожайность зерновых и других сельскохозяйственных культур.

10.3. Типовые процессы солевой технологии

Большинство МУ представляет различные минеральные соли или твердые вещества с подобными солям свойствами. Технологические схемы производства минеральных удобрений весьма разнообразны, но в большинстве случаев складываются из одних и тех же типовых процессов, свойственных солевой технологии, цель которой – разделение сложных систем, состоящих из нескольких солевых компонентов.

Переработка минерального сырья в соли (и в минеральные удобрения) может идти или его высокотемпературной обработкой, или «мокрым» путем в жидких средах и суспензиях. В соответствии с этим, помимо обычных процессов подготовки сырья к переработке (измельчение, классификация ,обогащение, сушка), в солевой технологии особое значение имеют два типа процессов:

  • термическая или термохимическая обработка, то есть различные виды обжига сырья или шихты;
  • растворение и перекристаллизация веществ, связанные с их химической обработкой, разделением и очисткой растворов от примесей.

10.3.1. Обжиг

Обжиг — процесс термической обработки материалов, заключающийся в нагреве их до заданной температуры, выдержке при этой температуре и охлаждении. При обжиге, в зависимости от условий процесса, протекают реакции термического разложения, окисления или восстановления, образования и полиморфных превращений минералов. В соответствии с протекающими при обжиге химическими превращениями различают:

  • кальцинационный обжиг ( кальцинация ) – удаление из вещества летучих компонентов, чаще всего оксида углерода (IV) и конституционной воды, например:
    • обжиг известняка: CaCO3 = CaO + CO2,
    • дегидратация гидроксида алюминия до его оксида: 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O;

    Частный случай обжига – спекание сырья с какими-либо реагентами с целью образования растворимых, извлекаемых из сырья продуктов, например, спекание фторапатита с содой:

    Обжиг и спекание представляют собой гетерогенные процессы, в которых реакции протекают в системах «Т + Т», «Ж + Ж» и «Т + Г», где газообразная и жидкая фазы образуются за счет диссоциации и плавления твердой фазы. Поэтому скорость процессов обжига и спекания зависит как от скорости химической реакции, так и скоростей возгонки, плавления и диффузии твердых, жидких и газообразных веществ через фазы, образованные реагирующими компонентами и продуктами их взаимодействия.

    Скорость процессов обжига и спекания может быть увеличена за счет повышения температуры, измельчения компонентов обжигаемого материала, повышения их концентрации, перемешивания и создания условий, при которых один из компонентов будет находиться в жидком и газообразном состоянии.

    10.3.2. Растворение и выщелачивание

    Растворение твердого тела — процесс разрушения его кристаллической структуры под воздействием растворителя с образованием гомогенной системы – раствора.

    Растворение может быть физическим, когда возможна обратная кристаллизация растворенного вещества из раствора по схеме

    и химическим, когда растворитель или содержащийся в нем реагент химически взаимодействует с растворяемым веществом и делает невозможным его обратную кристаллизацию, то есть по схеме

    • где: A — растворяемое вещество; Р — растворитель; В-новое вещество, образовавшееся в результате растворения.

    Очевидно, что процесс химического растворения, в отличии от процесса физического растворения, является необратимым.

    Растворение представляет гетерогенный некаталитический процесс, протекающий в системе «Т + Ж» в диффузионной области.

    Процесс растворения ускоряется при повышении температуры, измельчении твердой фазы, перемешивании и увеличении концентрации. В случае физического растворения движущей силой процесса является разность концентраций , поэтому скорость его определяется уравнением

    • (10.1)
    • — коэффициент скорости растворения;
    • — площадь поверхности кристаллов растворяемого вещества;
    • — концентрация растворяемого вещества в жидкой фазе;
    • — концентрация насыщенного раствора при данной температуре.

    Очевидно, что по мере растворения разность концентраций (СН – С) убывает и процесс растворения замедляется.

    Различные случаи химического растворения подчиняются различным кинетическим закономерностям. В наиболее простом случае, когда реакция протекает только на поверхности твердого тела, скорость химического растворения может быть выражена уравнением

    • (10.2)
    • K — коэффициент, зависящий от температуры, гидродинамических и других условий растворения;
    • Ср — концентрация активного реагента в растворителе.

    Частный случай растворения – выщелачивание. Это процесс извлечения (экстракции) жидким растворителем твердого компонента из системы, состоящей из двух и большего числа твердых фаз. Как и растворение, выщелачивание может быть физическим и химическим. Скорость выщелачивания зависит от структуры материала и тем выше, чем больше доля растворимой фазы в нем, больше поверхность и крупнее поры в выщелачиваемом материале.

    10.3.3. Кристаллизация из растворов

    Кристаллизация — процесс выделения твердой фазы (кристаллов) из растворов, происходящий при перенасыщении их по отношению к образующейся твердой фазе. В зависимости от приема, с помощью которого достигается перенасыщение раствора, различают два вида кристаллизации: политермическую и изотермическую.

    При политермической кристаллизации пересыщенный раствор образуется за счет охлаждения системы. Этот процесс протекает при переменной температуре (). Метод применим для кристаллизации веществ, растворимость которых существенно возрастает при повышении температуры.

    При изотермической кристаллизации пересыщенный раствор образуется в результате выпаривания части растворителя. Этот процесс протекает при постоянной температуре (Т = const.). Метод применим для кристаллизации веществ, растворимость которых мало зависит от температуры.

    Частным случаем кристаллизации является высаливание, т.е. процесс выделения твердой фазы путем введения в концентрированный раствор веществ, понижающих растворимость растворенного вещества.

    Из других типовых процессов, используемых в солевой технологии, наибольшее значение имеют операции разделения солей, находящихся в твердых смесях или растворах. Помимо описанных выше процессов кристаллизации и выщелачивания, к ним относятся: ионный обмен, экстракция веществ неводными растворителями, флотация, гидросепарация и некоторые другие.

    Таблица 17. Классификация понятий стоимости

    В основу экономической оценки положены условия товарообмена и представления о полезности. Исходной величиной для определения собственной стоимости объекта является его рыночная стоимость, которая устанавливается или ценой реализации (стоимостью продажи), или ценой покупки (стоимостью приобретения).

    Собственная стоимость нетоварной продукции, особенно грубых кормов и побочной продукции растениеводства, должна определяться по их хозяйственно-экономической полезности (хозяйственной стоимости). Если, например, такие побочные продукты, как солома, свекольная и картофельная ботва, капустный лист и т.п., не могут быть проданы или использованы в качестве корма или подстилки в животноводстве, а запахиваются, то их оценивают по полезности как удобрения. В том случае, когда оцениваются грубые корма или побочная продукция растениеводства, идущие на корм скоту, следует исходить из окупаемости корма (т.е. дохода в отраслях животноводства в расчете на кормовую или энергетическую единицу). В том случае, когда для определенного вида продукции имеется возможность и реализации, и внутрихозяйственного использования как средства производства, т.е. когда одновременно имеется и рыночная, и хозяйственная стоимости, выбирается наиболее высокая из этих двух стоимостей.

    При определении стоимости замещения исходят из сопоставимости с аналогичным объектом по полезности, технической определенности, эквивалентности действия и структуре затрат. Если последнее из двух названных условий не выполняется, т.е. существуют различия в производительности и (или) структуре затрат технически сопоставимого объекта, то необходимо учитывать эти различия (несоответствия), проводя дополнительные расчеты.

    В случае собственного производства заменителя и возможности его реализации стоимость замещения определяется как относительная стоимость продажи, соответствующая рыночной стоимости (через цену реализации) самого дешевого и идентичного по своему натуральному эффекту количества производимого в организации заменителя (альтернативного продукта). В случае покупки заменителя стоимость оцениваемого объекта устанавливается как относительная стоимость приобретения, соответствующая стоимости наиболее дешевого приобретаемого заменителя (через цену приобретения), обеспечивающего равную полезность, и определяемая ценой покупки заменяющего объекта.

    Затратная стоимость замещения, или восстановительная стоимость, определяется как сумма затрат наиболее дешевого варианта производства (строительства), идентичного объекта или определенного количества других объектов, аналогичных по своей полезности оцениваемому.

    При выборе определяющей стоимости замещения необходимо ориентироваться на самую низкую стоимость, так как замещение объекта на самый дешевый заменитель, при условии одинаковой полезности (продуктивности), является с экономической точки зрения оптимальным вариантом. Если для какого-либо объекта могут быть определены и его собственная стоимость, и стоимость замещения, сначала определяется наиболее выгодная, т.е. максимальная собственная стоимость, или минимальная стоимость замещения, а затем, в случае внутрихозяйственного использования оцениваемого объекта, выбирается наименьшая из этих стоимостей. Выбор наименьшей стоимости для оценки промежуточного или побочного продукта в качестве определяющего объекта оценки объясняется тем, что стоимость используемого в хозяйстве промежуточного или побочного продукта не может быть выше, чем затраты на наиболее дешевый продукт из идентичной замены.

    В том случае, когда оцениваемый объект (продукт) может быть реализован на рынке сбыта, его стоимость не может быть оценена ниже, чем его цена.

    152. При ведении управленческого учета в растениеводстве его важнейшим инструментом является бюджетное планирование (бюджетирование), которое позволяет «смоделировать» деятельность отрасли через особый экономический механизм — бюджеты. Этот процесс может рассматриваться как бухгалтерский и как управленческий одновременно. С точки зрения бухгалтерского учета, процедуры, используемые при формировании производственного и главного бюджета, аналогичны тем, что используются при записи фактических операций. Принципиальное различие состоит в том, что, во-первых, бюджетные суммы отражают запланированную деятельность в будущем, а не прошедшие события; во-вторых, запись компонентов бюджетов ведется, как правило, внесистемным методом.

    С функциональной точки зрения, бюджетная система отражает взаимосвязь бюджетов всех направлений деятельности организации: продажа (реализация продукции), производство, снабжение, финансы, инвестиции. В соответствии с этим формируются аналогичные бюджеты.

    Производственный бюджет составляется на основе производственной программы. Применительно к растениеводству для практической реализации производственной программы проводятся плановые расчеты по следующим основным направлениям:

    1. План оптимального использования рабочей силы (трудовых ресурсов);

    2. План удобрения полей;

    3. План обеспечения отраслей животноводства кормами;

    4. План движения денежных средств;

    5. Финансовый план.

    153. План оптимального использования трудовых ресурсов составляется на основе запланированной производственной программы и представляет собой комплексную задачу определения экономической эффективности использования ресурсов в производственно-технологических процессах растениеводства. С этой целью сначала плановый период (год) разграничивается на отдельные подпериоды согласно группам полевых работ: весенне-полевые работы, уход за посевами и уборка сена, уборка зерновых, уборка пропашных культур и т.д. Затем составляется расчет потребности в рабочей силе по периодам с учетом технической оснащенности производства.

    Выполнение полевых работ может быть организовано либо только за счет собственного потенциала трудовых и технических ресурсов, либо исключительно за счет привлечения рабочей силы и техники со стороны. Кроме этих вариантов возможны комбинированные варианты А2 и Б1. В любом случае с экономической точки зрения самым важным критерием при выборе того или иного варианта организации выполнения полевых работ является структура затрат в зависимости от варианта организации их выполнения.

    154. План удобрения полей составляется на основе детального плана размещения отраслей растениеводства по конкретным полям и участкам организации. Сначала с учетом предшественников в рамках севооборота, уровня интенсивности и оптимальных агротехнических сроков внесения удобрений составляется план потребности в удобрениях определенного вида по периодам года. Затем, исходя из наличия удобрений в хозяйстве, возможностей приобретения удобрений, цен на них, мощностей хранения удобрений и их транспортировки, составляется план закупки, хранения и внесения удобрений по периодам года.

    Одной из основных экономических задач при планировании системы удобрений является выбор оптимальной комбинации органических и минеральных удобрений. При этом необходимо учитывать, что наличие гумуса в почве обусловливает стабильность и развитие продуктивности пашни на долгосрочную перспективу, а минеральные удобрения служат преимущественно для краткосрочной поставки требуемого растениям количества питательных веществ и элементов, которое определяется экономически обоснованным уровнем урожайности и соответствующим выносом питательных веществ из почвы.

    С экономической точки зрения эффективной считается та система удобрений, которая позволяет обеспечить необходимый уровень питания растений с минимальными затратами, рассчитываемыми как «франко-корень растений» — затраты на приобретение, хранение и внесение удобрений. Отдельные виды удобрений в разных условиях имеют различную эффективность, выраженную в прибавке урожая от единицы действующего вещества. Но при сравнительном анализе вариантов внесения удобрений и видов удобрений по затратам можно допускать упрощения, предполагая одинаковое влияние оптимальных элементов отдельных видов удобрений на урожайность.

    155. План обеспечения отраслей животноводства кормами служит точному приведению в соответствие наличия кормов с их потребностью с учетом поступления собственных кормов и исполнения рационов кормления животных за счет покупки наиболее дешевых и эффективных кормов.

    Основой для составления плана движения кормов является заранее определенная численность поголовья животных и оптимальные кормовые рационы по периодам кормления. Результаты расчетов плана переходят в качестве исходной информации в подробный план движения денежных средств.

    156. План движения денежных средств составляется на основе баланса денежных поступлений и расходов, рассчитанного по месяцам планируемого года. Этот план (бюджет) служит основой для определения потребности в денежных средствах при финансировании производства в растениеводстве и других сфер деятельности организации, а также для проверки достаточности поступлений денежных средств при покрытии всех необходимых расходов в условиях фактической или запланированной производственно-отраслевой структуры предприятия.

    В новой производственной программе исходной информацией является отдельно составленные планы (бюджеты) потребности в рабочей силе, технических средств, удобрений, средств защиты животных, кормов, а также движения готовой продукции в зависимости от видов производственной деятельности, включая растениеводство.

    Если же изменение производственно-отраслевой структуры в организации не планируется, то исходной информацией для составления плана движения денежных средств является фактический баланс денежных поступлений и расходов за прошедший год, который корректируется с учетом ожидаемых изменений объемов производства продукции, цен и затрат.

    Таким образом, план движения денежных средств является основой для составления финансового плана организации и разработки стратегии финансирования.

    157. Финансовый план (главный бюджет) разрабатывается на основе составленного плана месячного движения денежных средств с учетом запланированных инвестиций (капитальных вложений) и плана поступления капитала за счет собственных или привлеченных средств с учетом денежных потоков, связанных с обслуживанием долга.

    Приоритетной целью финансового плана является гарантированная ликвидность и рентабельность организации за все время движения денежных потоков.

    158. При планировании (бюджетировании) в растениеводстве расчеты проводятся по плановым единицам. Плановые единицы (производственные отрасли) характеризуются определенным соотношением между потребностью в факторах производства и результатами (видом продукции и др.) или их соотношением, на основании чего определяется их эффективность.

    Различают натуральные и стоимостные показатели экономической эффективности отрасли. К основным натуральным показателям относится урожайность, характеризующая выход продукции в расчете на плановую единицу или на единицу потребленного фактора производства. Стоимостные делятся на показатели, учитывающие только прямые пропорционально-переменные затраты, а также отражающие все виды затрат.

    При этом в условиях ведения управленческого учета главным индикатором сравнительной экономической эффективности отрасли выступает маржинальный доход. В производственном же учете (и традиционном планировании) важное значение придается определению абсолютной эффективности, связанной с расчетом прибыли, учитывающей полную себестоимость продукции. Основные показатели экономической эффективности отрасли при планировании (бюджетировании) и отражаемые в управленческом учете приведены ниже (табл. 18).

    Удобрения

    Удобрения – вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышения плодородия почв с целью увеличения урожая сельскохозяйственных культур и улучшения качества получаемой продукции. [6]

    Содержание:

    Классификация удобрений

    Удобрения – вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышения плодородия почв. Целью внесения удобрений является увеличение урожая сельскохозяйственных культур и улучшение качества получаемой продукции.

    По характеру воздействия
    • Прямые удобрения улучшают питание растений питательными элементами (азотом, фосфором, калием, микроэлементами). К этой группе относятся многие минеральные удобрения и органические удобрения.
    • Косвенные удобрения улучшают свойства почвы, мобилизуют имеющиеся в ней питательные вещества. К этой группе относятся средства химической мелиорации почв (известь, гипс и пр.), бактериальные удобрения, способствующие усилению биологических процессов в почве. (фото)

    Удобрения - Гипс – косвенное удобрение

    Гипс – косвенное удобрение

    Удобрения - Гипс – косвенное удобрение

    По способу производства
    • Промышленные – это минеральные удобрения, получаемые в результате химического или механического процесса на специальных заводах по производству удобрений (туковых заводах).
    • Местные – это удобрения, получаемые в местах использования, непосредственно в хозяйствах или недалеко от них. К этой группе относятся навоз, навозная жижа, птичий помет, компосты, торф, зола, известковое удобрение и пр.
    По химическому составу

    Удобрения - Цистерны с азотным удобрением (за рубежом)

    Цистерны с азотным удобрением (за рубежом)

    Удобрения - Цистерны с азотным удобрением (за рубежом)

    Минеральные удобрения

    Минеральные удобрения представляют собой промышленные или ископаемые продукты, содержащие питательные элементы в виде солей, чаще минеральных, но иногда и органических (карбамид). [4]

    По содержанию элементов питания различают однокомпонентные (односоставные) удобрения, содержащие только один основной элемент питания (азот, фосфор, калий, магний, бор и пр.).

    По агрегатному состоянию они бывают твердые, жидкие или суспензированные.

    По строению – порошковидные, кристаллические, гранулированные.

    Азотные удобрения
    • аммиачные – удобрения, содержащие азот в виде аммиачной группы;
    • нитратные – удобрения, содержащие азот в виде нитратной группы;
    • аммиачно-нитратные – удобрения, содержащие азот и в нитратной, и в аммиачной форме одновременно;
    • амидная – удобрения, содержащие азот в амидной форме органического соединения мочевины (мочевина или карбамид);
    • жидкие азотные удобрения – удобрения, содержащие азот и находящиеся в жидком агрегатном состоянии (аммиачная вода, безводный аммиак, КАС). [6](фото)

    До начала прошлого века снабжение мирового рынка азотными удобрениями шло за счет природных залежей чилийской селитры на побережье Южной Америки, а также за счет аммиака отходящих газов коксовых печей металлургической промышленности. Однако эти источники были ограничены и не могли удовлетворить возрастающий спрос на азотные удобрения. [6]

    Современное производство различных азотных удобрений основано на образовании синтетического аммиака из молекулярного азота и воздуха. [4]

    Удобрения - Схема классификации основных видов удобрений

    Схема классификации основных видов удобрений

    Удобрения - Схема классификации основных видов удобрений

    Фосфорные удобрения
    • Содержащие фосфор в водорастворимой форме – фосфор хорошо доступен растениям. К этой группе относятся простой суперфосфат, двойной суперфосфат, суперфос.
    • Содержащие фосфор, не растворимый в воде, но растворимый в слабых кислотах (2 % лимонной кислоты) – фосфор этих удобрений доступен растениям в несколько меньшей степени. К этой группе удобрений относятся преципитат, томасшлак, мартеновский фосфатшлак, обесфторенный фосфат.
    • Содержащие фосфор, не растворимый в воде, плохо растворимый в слабых кислотах и полностью растворимый в сильных кислотах (серной, азотной) – фосфор этих удобрений труднодоступен для большинства растений. К этой группе относятся фосфоритная мука, костяная мука. [3]

    Фосфор не имеет естественных источников пополнения запасов в почве, как азот, однако естественные запасы фосфора в почве довольно значительны. Тем не менее, большинство почвенных соединений фосфора труднодоступны для растений. Кроме того, сельскохозяйственные культуры осуществляют вынос некоторой части фосфора с урожаем, что и обуславливает необходимость применения фосфорных удобрений. [6]

    Сырьем для производства фосфорных удобрений служат апатиты и фосфориты – природные фосфорсодержащие руды, и отходы металлургии. [6]

    Калийные удобрения
    Сырые калийные соли
    Концентрированные калийные удобрения

    Обеспечение пахотных почв калием в России лучше, чем фосфором. Однако более трети площадей имеют низкий и средний уровень его содержания и нуждаются во внесении калийных удобрений. [3]

    Комплексные удобрения

    Комплексные удобрения в зависимости от количества питательных компонентов бывают двойные и тройные. По способам производства – сложные, сложно-смешанные и смешанные. По форме выпуска – жидкие, суспензированные, гранулированные.

    Все технологии получения сложных удобрений сводятся к азотнокислому разложению фосфатного сырья или использованию фосфорных кислот.

    Сложные удобрения хорошо растворимы и отличаются высокой эффективностью на всех типах почв. [1]

    Серосодержащие удобрения
    Микроудобрения
    • Борные удобрения (борная кислота, боросуперфосфат, бормагниевые удобрения, натриевая соль (бура)). В борных удобрениях нуждаются дерново-глеевые и темноцветные заболоченные почвы, а также известкованные дерново-подзолистые, насыщенные основаниями, песчаные и супесчаные почвы. [4]
    • Молибденовые удобрения (молибдат аммония). Максимальный эффект показывает применение молибдена под зерновые бобовые и овощные культуры, многолетние и однолетние бобовые травы на лугах и пастбища с присутствием бобовых в травостое на кислых дерново-подзолистых, серых лесных почвах и выщелоченных черноземах. [4]
    • Марганцевые удобрения (марганец сернокислый пятиводный). Особенно нуждаются в этом элементе растения на песчаных, супесчаных почвах и карбонатных торфяниках. [4]
    • Медные удобрения (пиритные огарки, медный купорос). Особенно страдают от недостатка меди культуры на вновь освоенных низинных торфяниках и заболоченных почвах с нейтральной или щелочной реакцией, а также дерново-глеевые почвы. [4]
    • Цинковые удобрения (сульфат цинка). От недостатка цинка чаще всего страдают плодовые и цитрусовые культуры на карбонатных почвах с нейтральной и слабощелочной реакцией. [4]

    Микроэлементы необходимы растениям в небольших количествах. При этом каждый из них выполняет строго определенные функции в обмене веществ, питании растений и другим элементом заменен быть не может. [4]

    Удобрения - Запашка в почву сидератов

    Запашка в почву сидератов

    Удобрения - Запашка в почву сидератов

    Органические удобрения

    Органические удобрения – полные удобрения, представляют собой органические вещества животного, растительного, растительно-животного и промышленно-бытового происхождения разной степени разложения. Формы органических удобрений достаточно разнообразны.

    Самое распространенное органическое удобрение – навоз.

    Навоз

    Торф – растительная масса, разложившаяся в условиях избыточного увлажнения и недостатка воздуха. Тип торфа определяется расположением болота и видовым составом растительности. Различают верховой, низинный и переходный тип торфа. Применяют торф чаще всего для компостирования. Непосредственно в качестве удобрения могут использоваться только определенные, богатые питательными веществами виды торфа. [6]

    Птичий помет
    Солома

    Для удобрения земель солома используется во многих странах мира и в значительно больших объемах, чем в России. Примером может служить Германия, где доля соломы в общем объеме органических удобрений составляет под сахарной свеклой 72 %, под пшеницей – 71 %, под озимым ячменем – 58 %, тогда как в начале семидесятых годов этот показатель не превышал 25 %.

    Наиболее эффективным является применение соломы одновременно с навозной жижей и минеральными удобрениями. [6]

    Зеленые удобрения (сидераты)
    Сапропель
    Бытовые отходы
    Гидролизный (технический лигнин)
    Древесная кора и опилки
    Гуминовые препараты (удобрения на основе гуминовых кислот)
    Осадки сточных вод (ОСВ)
    Бактериальные (микробиологические) удобрения
    Компосты
    Вермикомпост (биогумус)

    Удобрения - Пшеница – культура с невысоким выносом

    Пшеница – культура с невысоким выносом

    Удобрения - Пшеница – культура с невысоким выносом

    Применение удобрений

    Потребность различных культур в питательных веществах неодинакова. Важнейшим фактором определения потребности сельскохозяйственных культур в удобрениях является размер выноса питательных веществ из почвы с урожаем. Размер выноса зависит от урожайности. При этом вынос питательных веществ одного и того же вида культурного растения изменяется в довольно широких пределах и зависит от сорта, почвенных, климатических условий, уровня агротехники и многих других. Все сельскохозяйственные культуры по выносу удобрений делят на три группы:

    1. культуры с невысоким выносом (зерновые, зернобобовые, крупяные); (фото)
    2. культуры с повышенным выносом (пропашные культуры);
    3. культуры с очень высоким выносом (овощные, плодово-ягодные).

    Известно, что большинство сельскохозяйственных культур выносит больше азота, но меньше калия и еще меньше фосфора. Но у сахарной свеклы, кормовых корнеплодов и овощей, многолетних злаковых трав, вынос калия может превышать вынос азота. [5]

    Комплекс последовательно производимых операций по внесению удобрений составляет технологию внесения удобрений, предусматривающую дозы удобрений, приемы, сроки и способы их внесения и заделки. [6]

    Правильно подобранная система удобрений включает в себя все доступные виды удобрений, как минеральные, так и органические, в сочетании с пестицидами и другими средствами защиты растений. [5]

    Методическая разработка открытого урока «Классификация минеральных удобрений»

    Образовательная : Рассмотреть принципы классификации минеральных удобрений, закрепить понятия о необходимости внесения минеральных удобрения для сохранения и повышения плодородия.

    Развивающая : Развивать умение собирать и пользоваться информацией по данной теме, ставить и решать задачи, связанные с применением удобрений.

    Воспитательная. Формировать у обучающихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

    Оборудование и реактивы: коллекция минеральных удобрений, таблицы, мультимедийная установка.

    Норма времени : 90 минут.

    Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

    Здравствуйте, ребята. Начать сегодняшнее занятие мне бы хотелось со слов основоположника агрохимии в нашей стране Д.Н.Прянишникова: «Задачей агрохимии является изучение круговорота веществ в земледелии и выявление тех мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут повышать урожай или изменять его состав. Главным способом вмешательства в этот круговорот является применение удобрений». Я желаю вам сегодня плодотворной работы на уроке, освоить следующую ступень науки агрохимии.

    Вопросы фронтальной беседы .

    Что изучает предмет агрохимии?

    На сколько групп делятся химические элементы, входящие в состав растений?

    Какие элементы называются основными органогенами?

    Какие элементы относятся к макроэлементам питания растений ?

    На какую часть растений оказывает преимущественное влияние азот?

    На какую часть растения оказывает преимущественное влияние фосфор?

    Растения, удобрения, почву и взаимодействие между ними.

    Азот, фосфор, калий.

    Любой из элементов незаменим для всего растения в целом, но больше всего азот влияет на вегетативные органы.

    На генеративные органы, известно, что если в момент цветения растение испытывало недостаток фосфора, то у него будет недоразвитая пыльца.

    Коммуникативные сотрудничество с учителем, умение высказывать свои мысли.

    Коммуникативные: сотрудничество с учителем, умение высказывать свои мысли.

    Познавательные: структурирование знаний.

    Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

    На какую часть растения оказывает преимущественное влияние калий?

    Действительно, при недостатке любого из этих элементов, растение испытывает угнетение, возможна его гибель. Но кроме этих трех элементов, существует еще ряд элементов, называющихся микроэлементами. Какие это элементы?

    Почему первые три элемента называются макроэлементами?

    Почему остальные элементы называются микроэлементами?

    Растение с урожаем выносят из почвы и макро и микроэлементы питания. Почва истощается, с каждым годом почва становится все беднее и беднее питательными веществами. Чем выше был урожай в предыдущем году, тем меньше остается в почве питательных элементов. Каким же образом можно восполнить недостаток элементов питания?

    Но ведь минеральные удобрения существуют в разных формах, не всякому растению доступно и полезно любое минеральное удобрение. Что же нужно знать специалисту, чтобы внести нужное удобрение?

    Да, верно. Близкие по действию и по составу удобрения находятся в одной группе. Поэтому, что должны изучить мы?

    Как же можно назвать принцип деления каких-либо объектов на группы по ряду признаков?

    На корневую систему.

    Сера, натрий, железо, никель, кобальт, хлор, молибден, ванадий, марганец, медь, бор.

    Они требуются растениям в больших количествах, в центнерах на гектар.

    Они требуются в малых количествах, кг на гектар.

    Внесением минеральных удобрений.

    Какому растению предпочтительнее какое удобрение. Формулу этого удобрения. Возможность замены этого удобрения аналогичным, если отсутствует нужное.

    Деление удобрений на группы.

    Регулятивные постановка и формулирование проблемы, прогнозирование результата.

    Познавательные: построение речевого высказывания, структурирование знаний.

    Коммуникативные: сотрудничество с учителем, умение высказывать свои мысли

    Изучение нового материала.

    Итак, тема сегодняшнего занятия «Классификация минеральных удобрений».

    Минеральные удобрения классифицируют по двум признакам: по питательному элементу, по числу питательных элементов. Какие удобрения выделяют по первому признаку?

    Макроудобрения делятся на какие группы?

    На какие группы делятся микроудобрения?

    Верно. По второму признаку удобрения делятся на простые и сложные. Какие удобрения относятся к простым?

    Предлагаю вам открыть учебник «Агрохимия» П.М.Смирнова на стр. 168 и ознакомиться с таблицей «Классификация минеральных удобрений». Перенесите таблицу в тетради.

    Теперь поговорим о каждой группе макроудобрений отдельно. Азотные удобрений делятся на 4 группы. Посмотрите на предложенный слайд «Азотные удобрения», по какому признаку делились азотные удобрения? Приложение 1.

    Верно. На слайде мы видим следующие группы: нитратные(селитры), аммонийные и аммиачные, аммонийно-нитратные, амидные. Составим таблицу «Азотные удобрения» по форме на слайде. Приложение 2.

    Макроудобрения и микроудобрения.

    Азотный, фосфорные, калийные.

    Ванадиевые, кобальтовые, марганцевые, серные, т.е., содержащие микроэлементы.

    Содержащие один элемент питания.

    Содержат несколько элементов питания.

    По форме содержания азота.

    Личностные: оценивание, усваемого материала.

    Регулятивные: планирование путей, достижение целей

    Познавательные: построение речевого высказывания, поиск выделения необходимой информации, структурирование текста в виде схемы и таблицы, обобщение и понятий, умение делать выводы.

    Коммуникативные: взаимодействие с друг с другом и с преподавателем в поиске и систематизации информации, умение высказывать свои мысли, ведение диалога и монолога.

    Закрепление. Практическое применение знаний. Рефлексия.

    Теперь рассмотрим фосфорные удобрени. На слайде представлена классификация фосфорных удобрений. Они делились на 3 группы. По какому признаку? Приложение 3

    Перечислите эти признаки.

    На слайде представлена таблица «Фосфорные удобрения», заполните эту таблицу, также, как для азотных удобрений.

    Третья группа макроудобрений – калийные удобрения. На слайде представлена их классификация. Они делятся на 3 группы. По какому признаку?

    Перечислите эти группы.

    Правильно. Заполните таблицу «Калийные удобрения» аналогично предыдущим таблицам. Приложение 4.

    Какой вывод можно сделать после изучения темы «Классификация минеральных удобрений»?

    Это верно. Прошу вас выполнить следующие задания.

    1 ряд: Рассчитать содержание элемента питания азота в аммиачной селитре, мочевине, сульфате аммония.

    2 ряд: Рассчитать содержание элемента питания фосфора в простом суперфосфате, преципитате, костяной муке.

    По растворимости в воде.

    Растворимые в воде, малорастворимые в воде, но растворимые в слабой кислоте, нерастворимые в воде, но растворимые в сильной кислоте.

    По способу производства.

    Сырые калийные соли, промышленные отходы, промышленные удобрения.

    Без знания формул, состава, растворимости удобрений невозможно успешное развитие сельского хозяйства.

    Виды удобрений, характеристики и причины для применения

    Виды удобрений, характеристики и причины для применения

    Ввиду большого разнообразия удобрений, у огородников возникают множество вопросов о правильном их использовании для своих культур. В данной статье Вы узнаете, какие удобрения использовать для различных растений, ознакомитесь с видами удобрений и их применением.

    Виды и свойства удобрений

    Оптимальное время внесения удобрений – весной (до начала развития корневой системы), и осенью. Удобрения органического типа лучше всего использовать в осенний период, ввиду замедленного периода разложения. В июне – июле вносят калийно–фосфорные добавки и 1/3 удобрений, в составе которых есть азот.

    Удобрения для теплицы и открытого грунта подразделяют на 2 основные категории:

    1. Минеральные
    2. Органические

    Удобрения минерального типа являются более универсальными: добавлять их можно не только растворенными, но и сухими.

    Минеральные удобрения бывают таких видов:

    • Фосфорные (простой суперфосфат, фосфоритная и костная мука)
    • Калийные (калимагнезия, калия сульфат)
    • Азотные (селитра аммиачная, жидкий аммиак, аммония сульфат

    В таблице удобрений по типу растений Вы можете посмотреть дозировки и назначение того или иного вещества:

    Таблица удобрений

    Какие бывают органические удобрения и краткая характеристика удобрений этой категории:

    • Коровий навоз (улучшает общее состояние грунта, его проницаемость воздухом и влагой)
    • Зола (раскисляет почву)
    • Компост (улучшает микрофлору почвы, обогащает кальцием, фосфором и азотом)
    • Древесные опилки (применяются только в перепревшем виде, либо в комбинации с мочевиной для подкисления грунта)
    • Торф (применяется для лучшего рыхления земли, улучшения влаговпитывающих качеств)
    • Помет птиц (богат фосфором, калием, магнием и азотом, прекрасно дезинфицирует грунт)
    • Сидеральные культуры или сидераты (улучшают состояние почвы, обогащают питательными микроэлементами, привлекают червей и защищают поверхностный слой грунта)

    Чем удобрять овощи, кустарники и плодовые деревья

    Картофель лучше всего удобрять навозом, а во время весенней обработки грунта – перегноем. Во время, когда необходимо закладывать клубни, внесите азотно–фосфорные подкормки, а в период цветения — сульфатно–калийные.

    Важно: Не используйте хлор для этой культуры.

    Буряк (свекла) — cреди всех видов удобрений, наиболее эффективными оказались: двойной суперфосфат и древесная зола в смеси с сульфатом калия.

    Морковь — если своевременно вносить органику и фосфор – богатый урожай морковки не заставит долго ждать. В период осенней перекопки следует удобрить почву навозом (обязательно перепревшим). Минеральную подкормку в виде двойного суперфосфата добавляйте прямо в ямки в процессе посева.

    Чеснок и лук — для лучшего результата, их лучше подкормить калием и фосфором. Таким образом, можно добиться хорошей плотности, размера луковиц и ускоренного роста.

    Помидоры — в момент, когда появятся около 3 листочков – добавьте фосфорные удобрения. Смеси, в которых содержатся калий и азот — добавляйте, когда зацветет первая кисть. Если осенью на грядках под посадку томатов не было перегноя или навоза — внесите типы удобрений, в составе которых есть азот.

    Капуста — излюбленные удобрения капусты: компост, перегной и подкормки, с содержанием азота. К ним относят: хлористый аммоний и аммония сульфат. Добавки в виде хлористого калия также способствуют хорошему росту.

    Огурцы — для этого овоща характерно быстрое плодоношение, вследствие чего им необходимо больше питательных веществ. Если вносите минеральные смеси – разбавляйте их на 35-40 %. Больше всего огурчикам нужен калий, а сульфат аммония станет хорошим выбором из класса азотных удобрений.

    Перец — в начале периода роста, приоритетным удобрением для перцев является азот. На более поздних этапах можно подключать калийно–фосфорные смеси для лучшей урожайности.

    Слива — после посадки, 1-й год не удобряйте сливу. По истечению этого времени количество подкормок за сезон не должно превышать 3 раз.

    До начала цветения схема подкормок должна выглядеть следующим образом:

    1. 10 л воды + смесь мочевины и калия сульфат (по 2 столовые ложки)
    2. Когда плоды начнут наливаться – вносите раствор нитрофоски (3 стол. ложки) и мочевины (2 стол. ложки), разведенных в 10 литрах воды. На 1 дерево уходит 2 ведра.
    3. Как только собрали плоды – добавьте суперфосфат (3 ложки) и калия сульфат в кол-ве 2 ложек. Для получения раствора понадобится 10 литров воды, а на 1 дерево приходится 4 ведра.

    В интернет–магазине sad-ogorod богатый выбор удобрений и подкормок для Ваших культур по доступным ценам, с быстрой доставкой по Украине.

    Вишня — вишне не нужны удобрения первые 3 года с момента посадки. После этого количество циклов удобрения не должно быть больше 3-х.

    1. Готовим раствор после появления цветков: вода (50 л) + коровяк (5 л) + зола (10 стаканов). Раствор можно использовать спустя 4 дня после того, как он настоится в тепле. Расход раствора — 1:1.
    2. По истечении 14 дней — добавьте смесь мочевины (1 ложка) + калия сульфат (1 ложка) + суперфосфат (1,5 ложки), разведите ее в воде (10 л). Расход на дерево – 1:1.
    3. В начале осени добавьте суперфосфат (1 стакан) + калия сульфат (3 ст. л), рассыпьте под деревьями и полейте.

    Малина — многих интересует вопрос: «что применять для подкормки малины?». В отличие от остальных растений, малина не столь требовательна к питательным веществам, и 2-х подкормок ей вполне хватит:

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Концентрированное удобрение для орхидей бона форте инструкция
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector